МИХАЭЛЬ МАЙЕР, КРИСТОФ ФРАНЦ
(Цюрих, Швейцария)
Зажатые в железных тисках
Кировский завод, Санкт-Петербург, Россия
Художники Михаэль Майер и Кристофер Франц обращаются к истории Кировского завода. Основанный в 1789 году как чугунолитейный двор по производству пушечных ядер, завод впоследствии выпускал в основном рельсы, тракторы, а также металлические объекты городской среды. В 1917 году забастовки на Кировском заводе стали началом цепи событий, приведших в итоге к Февральской революции. На тот момент В.И. Ленин с женой жил в эмиграции в Швейцарии и писал работу «Империализм как высшая стадия капитализма». В апреле 1917 года Ленин с соратниками выехал из Цюриха и через Германию и Скандинавию вернулся в Россию в частично пломбированном поезде с тем, чтобы воспользоваться возникшим на родине вакуумом власти.
В своем проекте «Зажатые в железных тисках» художники «обменяют» городской фонарь из Цюриха на фонарь из Петербурга. Начнется проект в Цюрихе, откуда фонарь погрузят в грузовик и перевезут в Санкт-Петербург, где художники установят его на территории Кировского завода. Фонарь же из Петербурга отправится в Цюрих и будет установлен на холме Цюрихберг.
Михаэль Майер и Кристоф Франц – дуэт художников из Цюриха, Швейцария. Отправной точкой для их художественной практики служат конкретные места, а также социальный, исторический и политический след, который в этих местах можно обнаружить. В ходе своих исследований художники апроприируют подобные локации и концептуально переосмысливают их. Тематически они ориентированы на город как на поле взаимодействия и пространство для размышлений. Майер и Франц изучают процессы изменений в городской среде, используя специфические подходы к городским «отложениям». В 2020 и 2012 годах художники были удостоены премии кантона Цюрих, в 2012 году они также получили приз Кифера Хаблитцеля, а в 2013 году – приз Helvetia Art.