top of page

ART PROSPECT INTENSIVE: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНО-ВОВЛЕЧЕННОГО ИСКУССТВА 

7.10–27.10

ОДЕССА–КИШИНЕВ

Art Prospect Intensive — образовательная программа, направленная на обмен опытом и разработку новых методов в сфере социально-вовлеченного искусства как важного инструмента взаимодействия между художниками, общественными организациями и местными сообществами в обсуждении и решении локально значимых вопросов. Программа включает семинары и практические занятия с участием опытных международных экспертов в сфере социально-вовлеченного искусства. Результатом программы станет создание коллективных художественных проектов в сотрудничестве с различными социальными организациями и инициативами, культурными институциями в Одессе. 

Программа состоит из двух блоков: теоретического и практического. Теоретический блок включает семинары и мастер-классы с участием международных художников и кураторов, знакомство с контекстом Одессы и Кишинёва, встречи с активистами и исследователями, знакомство с общественными и художественными организациями, которые творчески решают социально-политические проблемы и вовлекают местные сообщества. Практический блок продлится две недели и будет направлен на создание групповых художественных проектов в сотрудничестве с местными организациями и инициативами. Кураторами проектов выступят международные эксперты.

Основные темы программы:

  • За пределами музейных стен: как музеи выходят за рамки своих помещений и превращают аудиторию в участников; как художнику стать участником этого процесса, помочь музеям рассказать об их деятельности, усилить роль музея в развитии общества и города.

  • Городские фасады: как художник может исследовать городскую среду и архитектуру, как работать с восприятием архитектурного наследия и проблематикой современной массовой застройки, поднимая вопрос о том, что помнят и о чем забывают города и их жители.

  • Добрые соседи: как художник может трансформировать общественные пространства и работать вместе с жителями над укреплением связей, формированием добрососедства и ответственного отношения к своему дому и городу. 

  • Сотрудничество и коллективность: как художники могут работать вместе в группах, с организациями и местными жителями, привнося изменения и создавая универсальный инструмент диалога, который может усилить общественную активность.

Организаторы программы: CEC ArtsLink в сотрудничестве с платформой междисциплинарных практик Open Place (Киев, Украина) и Oberliht Association (Кишинев, Молдова).

Партнеры: Impact Hub Odessa, инициатива Urban Inst., инициатива Двор-Scena, Муниципальный музей личных коллекций им. А.В. Блещунова, Одесский художественный музейZpațiu / Zpace, Apriori Association / Club 19.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

 

Кендал Генри

Кендал Генри — художник и куратор из Нью-Йорка, США. Более двадцати пяти лет работает в области паблик-арта. Автор многочисленных проектов в США, Европе, России, Средней Азии, Папуа-Новой Гвинее, Карибских островах и Австралии. Профессиональная практика Генри показывает, что паблик-арт может быть использован в качестве особой формы социальной активности и гражданской гордости, а также служить целям экономического развития.

В настоящее время является директором программы Percent for Art Департамента культуры Нью-Йорка, а также адъюнкт-профессором Steinhardt School of Culture, Education, and Human Development при Университете Нью-Йорка. Приглашенный лектор в различных университетах и учебных заведениях — Национальной Академии Дизайна в Нью-Йорке, Школы дизайна Род-Айленда и Института Искусств Пратт. Занимал должность директора по культуре и экономическому развитию в городе Ньюбург, штат Нью-Йорк, где создал первую в регионе программу Percent for Art. На протяжении 11-ти лет возглавлял паблик-арт программу транспортной корпорации Metropolitan Transportation Authority (MTA), занимавшейся установкой произведений искусства и организацией временных выставок в нью-йоркском метрополитене. Являлся куратором Музея современного искусства африканской диаспоры (MoCADA) в Бруклине, штат Нью-Йорк, двукратно избирался в общественный совет Americans for the Arts Public Art Network Council.

Муратбек Джумалиев

Муратбек Джумалиев – художник и куратор из Бишкека, Кыргызстан. Со-куратор образовательного проекта «Школа современного искусства ArtEast». Исследует влияние неолиберальной парадигмы в пост-советском контексте.

Анна Карпенко

Независимый куратор и исследователь, специализирующийся на социально-вовлеченном искусстве. Окончила философский факультет Белорусского государственного университета и магистратуру по визуальной культуре Европейского гуманитарного университета (Вильнюс, Литва), интерн Берлинского арт-института (Berlin Art Instutute), выпускница программы кросс-культурного обмена ifa (Германия). Куратор многочисленных выставок, посвященных инклюзии в искусстве («ИМЕНА» — совместно с Антониной Стебур, «Бязмежнiкi» — совместно с Софией Садовской), а также образовательных мероприятий (параллельная программа для выставки Slavs and Tatars в Минске, проект MATCH (в партнерстве с Институтом Адама Мицкевича)), публичных лекции по белорусскому искусству (совместно с Алицией Еленской и Миколаем Робертом Юрковским) и др. В 2018 году совместно с группой коллег инициировала кампанию «Дама, удобная в быту», поднимающую вопрос неравных условий труда женщин в культурной и социальной сфере. Как исследователь Анна работает над темой неизвестного белорусского авангарда, а также с так называемым «искусством аутсайдеров» и критическим кураторством.  

Алевтина Кахидзе 

Алевтина Кахидзе — концептуальная художница, которая работает с идеями потребления, гендера и власти. Живет в городе Музычи, Украина, в 26 километрах от Киева.

Выросшая в Донецкой области, известной добычей угля, она является свидетелем резких и хаотичных изменений Украины со времен СССР и постсоветского перехода до текущей гибридной войны с Россией. Закончила Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры в Киеве (1999-2004), училась в Голландии в академии Яна Ван Эйка на факультете визуального искусства (2004-2005). Посланница ООН по толерантности в Украине (с 2018). Победительница Украинского конкурса молодых кураторов и художников НаУКМА (2002), лауреат премии имени Казимира Малевича (2008), инициированной Польским Институтом в Киеве.

Дана Космина

Дана Космина — художница. Выпускница факультета архитектуры Национальной академии изобразительных искусств в Киеве. В 2013 году получила стипендию посольства Франции на обучение в Национальной школе архитектуры и урбанизации ENSAN в Нанте (Франция). Обладательница степени магистра архитектуры ENSAN. Соучредительница открытой группы городских интервенций «Пилорама», участница самоорганизованной художественной инициативы «ДЕ НЕ ДЕ». В 2017 вошла в состав кураторской группы «Худрада». Участница многочисленных международных выставок в Мыстецком Арсенале, Центре современного искусства М17, Музее современного искусства Варшавы, а также в рамках параллельной программы биеннале «Манифеста 10» в Санкт-Петербурге, 4-й Московской международной биеннале молодого искусства и т.д. 

Юрий Кручак

Юрий Кручак — художник и куратор. Живет и работает в Киеве, Украина. Учился в Харьковском художественно-промышленном институте (1991-1996) и Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры в Киеве (1996-1999). Юрий Кручак работает на стыке искусства и социологии. Его художественные стратегии зависят от рассматриваемой проблемы и обычно предусматривают вовлечение различных сообществ в творческий процесс. Работы Юрия Кручака в публичном пространстве стремятся превратить аудиторию в акторов, создавая сообщество, чье поведение и взаимодействие служат для интерпретации и выявления социальных структур в городской среде. Они рассматривают не только отношения искусства и реальности, но всегда отношения художника и аудитории.

Юрий Кручак является соучредителем (с Юлией Костеревой) художественной площадки Open Place, деятельность которой направлена на поддержку творческих исследований и установление связи между художественным процессом и различными слоями современного общества.

Кирилл Липатов

Кирилл Липатов — историк и антрополог из Одессы, Украина. Окончил Национальный университет имени И.И.Мечникова (2004, магистр исторических исследований) и Центральноевропейский университет в Будапеште (2005, Венгрия) (магистр социологии и социальной антропологии). Стажировался в Музее антропологии и этнографии имени Петра I (Санкт-Петербург, Россия), Ягеллонском университете (Краков, Польша), Национальном университете имени И.И.Мечникова (Одесса, Украина), Ужгородском национальном университете (Ужгород, Украина), Берлинском университете имени Гумбольдта. С 2015 года — куратор программы исследований URBAN.INST. В 2019 году присоединился к коллективу Одесского художественного музея, где работает заведующим научным отделом. 

Антон Польский / MAKE

Родился в 1982 году в Москве. С конца 90-х годов занимается уличным искусством: от граффити до экспериментальных практик на стыке стрит-арта, арт-активизма и диалогового искусства. Со-основатель и редактор сайта и платформы Partizaning.org. Закончил факультет истории искусства в РГГУ, где последние три года преподаёт историю уличного искусства и урбанистики. Учился в магистратуре Европейского университета в Санкт-Петербурге, занимался квир-теорией и городскими исследованиями. В настоящее время пишет диссертацию о русском стрит-арте, а также исследует практики искусства взаимодействия на постсоветской территории.

Наталья Синицина / Emmy

Родилась в Сибири в 1994 году. В 2013 году обучалась в уличном театре взаимодействия Господина Пэжо. В 2017 году окончила курс режиссуры в Московской школе нового кино. Со-основатель проекта «Арт.Кухня» в Краснодарском центре современного искусства «Типография» (позже в Коломне и Казани). Принимала участие в резиденции M-cult в Хельсинки, результатом которой стал выпуск районной газеты Muumion sanamat (совместно со студентами университета Aalto). В настоящее время занимается написанием автобиографических рассказыов, путешествует, исследует библиотеки и коммунальный образ жизни в арт-центрах, резиденциях, хостелах и коммунах.

Станислав Турина 

Родился в Макеевке в 1988 году, вырос в городе Мукачево. Закончил Львовскую Национальную академию Искусств (художественное стекло). С 2018-го проживает в Киеве.

Сооснователь команды ЗКД ( 2005). Причастен к деятельности BlackCircleFestival, галереи Detenpyla (Львов), галереи Ефремова 26 (2013, Львов), Открытой группы и, частично, к галерее Коридор (Ужгород). Трехкратный участник Венецианской биеннале. Работы хранятся в Музее современного искусства города Херсон (МСИХ), Музее мейларта (Львов), Великоанадольском музее леса, Музее современного искусства (Мукачево), Мемориальном музее Сергея Прокофьева (Солнцевка), Кмытовском музее изобразительного искусства имени И.Д. Буханчука, галерее Лабиринт (Люблин) и в частных коллекциях Львова, Мукачева, Артюховки, Ужгорода, Харькова, Севастополя, Лидо, Сыктывкара, Усть-Каменогорска, Вроцлава, Гошова, Киева, Павшина, Луцка, Музычей и других. В данный момент работает неофициальным собирателем (вместе с Петром Ряской и Аттилой Гажлински) коллекции музея современного искусства в городе Мукачеве. Также  работает над созданием студии для художников и писателей с синдромом Дауна (Киев).

В своих работах затрагивает темы памяти и сентимента, рефлексии и связей между людьми, окружающим миром или ситуациями. Работает в технике атмосферных инсталляций, личных посланий, парафразов и графических листов.

Анна Харсани

Анна Харсани — куратор, педагог и арт-менеджер. Ее партиципаторные проекты и выставки проходили в публичных и альтернативных пространствах и исследовали темы памяти, культурной идентичности и коллективного опыта. Харсани является со-куратором выставки «В историческом настоящем», посвященной столетию Новой школы. Недавно она завершила проект, представивший работы художников на историческом рынке Эссекс-стрит в нью-йоркском Нижнем Ист-Сайде. Харсани также является со-куратором паблик-арт проекта «Горячее и холодное. Революция в современном времени» (Тимисоара, Клуж, Румыния), в рамках которого были представлены три художественных проекта, посвященные 25-летию революции, положившей конец коммунизму в Румынии. В 2014 году она вошла в команду кураторов проекта No Longer Empty, организовавших выставку в бывшем салоне красоты. В последнее время Анна работала менеджером проектов Guggenheim Social Practice в Музее Соломона Гуггенхайма. Также она преподает в New School University.

Please reload

 

УЧАСТНИКИ

Анна Ануфриева

Анна Ануфриева — художница из Одессы. Выпускница Одесского художественного училища им. М.Б. Грекова (живопись, 2012) и Львовской национальной академии искусств (монументальная живопись, 2015). Участница Школы перформанса во Львове (2017), организованной Институтом актуального искусства. В 2018 году присоединилась к киевскому художественному объединению «Хлебзавод». В 2018 году основала городской художественный проект «Водойма» (с укр. — водоем). В 2019 году приняла участие в Первой школе культуры добрососедства в Одессе. Работы выставлялись на выставках в Украине и за рубежом. 

Богдана Войтенко

Богдана Войтенко — украинский психолог и педагог. Некоторое время жила в США, Канаде и Российской Федерации. Последние три года работает в сфере музейного образования в Киеве, Украина. Занимается разработкой детских программ для Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара», Национального музея Тараса Шевченко и Pinchuk Art Center, помогающих молодым посетителям активно знакомится друг с другом, развить эмоциональную и коммуникативную сферу. 

Богдана Войтенко принимала участие в различных исследованиях, семинарах, школах и стажировках. Среди последних — украинско-немецкий проект Living Monuments: Commemorative Spaces Between Removal and Re-invention (2018), исследующий влияние памятников на социальную среду. Результатом проекта стала выставка в в берлинской галерее Neurotitan Gallery. Богдана Войтенко также принимала участие в следующих проектах: Living History Studies (Insha Osvita), School for Educators (National Art Museum of Ukraine), School for Educators (Sources of Tolerance), Project Management Training (Ukrainian Volunteer Service), Training for Moderators of Documentary Films (DocuClub), Made in Cardbordia и т.д. 

В сентябре 2019 года Богдана Войтенко выступила координатором детской секции киевского «Фестиваля живых историй». 

В своей профессиональной практике Богдана использует методы, которые помогают участникам обсуждать различные темы и размышлять о ценностях, принятии, толерантности, идентичности, экологии. Считает искусство наиболее эффективным инструментом для выявления и развития личностных качеств.

Арменак Григорян

Арменак Григорян — художник, искусствовед и куратор. Первое арт-образование получил в художественном училище имени Акопа Коджояна (1997-2002). Обладатель степени бакалавра (2008) и магистра (2011) Ереванской государственной академии художеств. Тема выпускной диссертации — «Историография армянского средневекового искусства в периодике ХIX - начала XX-го века». С 2009 по 2010 гг. проходил обучение в Институте современного искусства в Ереване по программе «Разработка и реализация культурной программы». В 2010 году участвовал в организации международного фестиваля Encounters on Border в Иджеване. Лауреат конкурса паблик-арт проектов Space to Space (Гете-институт, 2010). Работы Арменака Григоряна были представлены на многочисленных выставках, среди них: 8-я Международная биеннале в Гюмри (2012), выставки Armenian Thrieads в Манчестере (2013), Gyumri Living Art в Берлине и Ереване и т.д. Работал ассистентом куратора в рамках исследовательских выставочных проектов The Artist of Translation: Vigen Tadevosyan, Fixations и What Is Hamasteghtsakan Art? В 2017 выступил куратором ежегодного фестиваля альтернативного искусства, проводившегося на базе ACCEA. В 2018 году представил свою новую видеоработу на выставке The Sun of the Sleepless.

Ашот Даниелян

Ашот Даниелян — поэт, рок-музыкант, автор и куратор арт-проектов. В 2006 году окончил Ташкентский государственный институт востоковедения по специальности «Японский язык и литература». С 2000 года руководитель и автор песен ташкентской рок-группы «Крылья Оригами». Автор статей по краеведению (Япония, Австралия, Средняя Азия). Лауреат международного литературного конкурса Novellasia 2016. В настоящее время сотрудничает с Гете-институтом в Ташкенте в проектах Poetry Slam и Converter. Основатель и со-продюсер единственного независимого рок-фестиваля в Узбекистане Ilkhom Rock Fest. Арт-активист, автор и продюсер мультидисциплинарного проекта «Человек с табуреткой», посвященного развитию творческой молодежи и поддержке локальных арт-комьюнити в Узбекистане.

Зуля Есентаева

Зуля Есентаева — художница из Бишкека, студентка школы современного искусства ArtEast. Занимается с индивидуальными и коллективными мультимедийными практиками, которые исследуют взаимодействия природы и человека в эпоху капиталоцена путем их переноса в воображаемое прошлое или будущее.

Ольга Зовская

Ольга Зовская — художница. Родилась в России, живет и работает в Киеве, Украина. Училась в Уральской государственной архитектурно-художественной академии в Екатеринбурге, московском ИПСИ, принимала участие в Международной летней академии изящных искусств в Зальцбурге и летней школе Viadrinicum во Франкфурте. Инициатор проекта «В пространстве» (Екатеринбург, 2014). Участница проектов и выставок в Армении, Германии, России, Украине и США. Автор текстов о современном городском пространстве, публиковалась в архитектурном журнале «Татлин». 

Работает на пересечении искусства и архитектуры. В своих проектах уделяет особое внимание темам памяти места, вовлечения сообществ, связи людей с местом их проживания и, в частности, политическим, экономическим и социальным аспектам жизни постсоветских городов.  

Оксана Капишникова

Оксана Капишникова — куратор, исследователь и арт-менеджер, старший научный сотрудник отдела образования в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Гапара Айтиева. Со-куратор феминистской выставки и дискуссионной программы «Завтра: очерки твоей и моей истории» (2016); со-куратор научной выставки «Искусство и эмансипация: О. Мануилова и ее современники» (2015), главный куратор Первого Центральноазиатского молодежного проекта современного искусства On. Off (2010). 

Участвовала в региональных и международных программах по современному искусству: Программе наращивания потенциала музеев Кыргызской Республики, Общественном объединением «Центр музейных инициатив» (2016); Третьей Московской кураторской летней школе (2013); стипендиальной программе «Искусство и производство» Школы теории и активизма в Бишкеке, Кыргызстан (2013) и др. С 2016 по 2018 год обучалась в Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" (Москва, Россия) по программе магистратуры «Прикладное культурологическое образование». С 2016 года является членом ICOM. В 2019 году стала Исполнительным секретарем NC ICOM Кыргызской Республики.

Александра Новак

Александра Новак родилась в Украине, детство провела на юге Молдовы, живет и работает в Приднестровье. Сфера интересов: фотография, дизайн, проектная деятельность, уличное искусство. Автор социальных проектов «Уличный фотограф. Приднестровье», «Быть собой» (реализован в сотрудничестве с чешской правозащитной организацией People in need) и «Твое по праву рождения» (посвящен защите прав детей). На протяжении последних двух лет сотрудничает с ассоциацией Oberliht, активно работает с публичным пространством и местными сообществами. 

Айгерим Оспанова

Айгерим Оспанова — мультимедиа художница. Работает как с физическим пространством города, так и с социумом, исследует их взаимовлияние через художественные практики. Сквозь призму личных историй показывает реакцию человека на кардинальную смену обстановки и окружения. В рамках резиденции Astana Art Show провела серию интервенций в городское пространство Астаны, исследуя трансформации определения «гостеприимство» под влиянием урбанизации. Работает с местными сообществами, руководит проектом Korshiler в новых районах Астаны, целью которого является объединение городских сообществ и бизнеса для конструктивного взаимодействия. 

Гафар Рзаев

Гафар Рзаев родился в 1993 году в Гяндже, Азербайджан. После двух лет обучения в Гянджинском государственном университете, он бросил высшее образование, чтобы посвятить все свое время и энергию искусству. Занимается стрит-артом и граффити, живописью, концептуальным искусством и графическим дизайном. Исследует художественные аспекты азербайджанского национального орнамента «Шабака», занимается изучением археомодернистической природы азербайджанской культуры и общества. Автор ряда персональных выставок в Испании и Греции.

Алексей Румянцев

Алексей Румянцев — художник, активист. Работает в жанрах видео-арта, инсталляции, паблик-арта, новых медиа. В своих проектах исследует политические процессы, происходящие в Центральноазиатском регионе: изменение статуса общественных пространств, рост уровня самоцензуры, интерпретации смысла «национальной идентичности». 

София Садовская

София Садовская — независимый куратор, арт-менеджер, медиатор из Минска (Беларусь). Куратор проекта EVAAA (экологический аудиовизуальный арт-проект) (с 2012 года по настоящее время), который объединяет практики экологического активизма и современного искусства. 

Главный проект прошлого года — выставка и исследование Бязмежнiкi (со-куратор Анна Карпенко), посвященная альтернативному взгляду на современное искусство через анализ позиции художников, не включенных в дискурс современного белорусского искусства. 

София Саудовская — куратор программ медиации на выставках в галерее современного искусства «Ў» (Без исключений, Zbor, Movaland и т.д.). Соавтор серии детских книг «Искусство Беларуси 20 века».

Алексей Салманов

Родился в 1976 году. Живет и работает в Киеве и Одессе, Украина. Окончил юридический факультет Международного Соломонового университета в Киеве. С 1998 по 2003 год работал юристом в различных организациях. Творческую карьеру начал в 2008 году. Не имеет формального художественного образования. В 2010-м году прошел стажировку в студии Олафура Элиассона в Берлине. Работает в различных медиа: фотография, видео, объекты и инсталляции, сайт-специфическое искусство, стрит-арт, перформативные практики. Участник выставок, резиденций и других проектов в Украине и за рубежом. Лауреат Специальной премии Pinchuk Art Centre 2009 для молодых украинских художников. 

Надя Саяпина

Надя Саяпина — художник. Родилась в 1989 году в Минске, Беларусь. Окончила Белорусский государственный университет культуры и искусств и Национальную академию наук Беларуси. Имеет степени бакалавра декоративно-прикладного искусства и магистра изобразительных искусств. Работает в жанрах живописи, перформанса, инсталляции, лэнд-арта и смешанных медиа. Исследует медиацию в искусстве через призму ассоциативного восприятия, перформативных практик и процессуальности.

Михаил Сулакаури

Михаил Сулакаури — художник, работающий в различных медиа. В своих творческих практиках пытается создать современный язык искусства, основанный на грузинских традициях и культуре. В 2012 году инициировал свой первый стрит-арт проект LAMB. Также работает в качестве дизайнера, создает анимацию. 

Любимый город Тбилиси, его люди и общественная жизнь являются главными источниками вдохновения для творчества Михаила.

Наташа Чичасова

Наташа Чичасова — независимый куратор, культурный менеджер и исследователь. Работает в области современного искусства, интересуется темами исторической памяти, взаимосвязями художественных сообществ, институциональной критикой и арт-медиацией. В 2018 году окончила магистратуру кафедры истории искусств Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Тема диссертации — проблема взаимоотношений художника и культурной институции в исторической перспективе. 

В 2017 году работала ассистенткой кураторов Лизаветы Герман, Марии Ланко и Екатерины Филюк на фестивале молодых художников в Национальном культурно-художественном и музейном комплексе «Мыстецкий Арсенал». В течение полутора лет была руководителем проекта и координатором публичной программы платформы культурных проектов IZOLYATSIA. На данный момент совместно с куратором Анастасией Цисар работает над проектом в рамках программы Living History Studios некоммерческой организации Insha Osvita в Харькове, Украина.

В качестве куратора работает с темами переосмысления советского наследия (выставка City Without An Appointment в галерее ArtSvit, Днепр), личными историями (проект Suitcases Of Crimean Human Rights Defenders) и проблемами местных сообществ (проект Finally, We Are Here, посвященный украинским трудовым мигрантам в Польше).

Please reload

bottom of page